Рабочая программа по спецкурсу «Эксперименты в изучении природных явлений» (7 класс)

Пояснительная записка

«Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я научусь »

(Древняя китайская мудрость)

 

Настоящая программа является авторской,  в основу ее положена программа интегрированного курса «Естествознание» А. Г. Хрипковой.  Естествознание общезначимо, оно дает истину и является эталоном объективности. Его основной принцип- знания о природе должны допускать  эмпирическую проверку, т.е. опыт.

Поэтому в программу включены теоретические вопросы и эксперименты из физики, химии, биологии, раскрывающие природу многих физических и химических явлений. Данный курс способствует:

  • формированию у школьников научного мировоззрения и целостного представления о природе; формированию естественно-научной картины окружающего нас мира;
  • изучению объектов и явлений природы во взаимосвязи;
  • является основой формирования представления о человеке как важном компоненте природы;

—   позволяет вооружить учащихся экологическими знаниями о влиянии деятельности человека на окружающую среду.

Задачи курса:

  1. Познакомить учащихся с физическими и химическими явлениями в природе через осуществление экспериментальной деятельности учащимися.
  2. Развивать приемы исследовательской деятельности: умение найти объект исследования, провести эксперимент , умение наблюдать и объяснять физические и химические явления, происходящие в природе и в повседневной жизни, делать вывод.
  1. Развить познавательный интерес у учащихся в области естественных наук.
  1. Формировать умения работать самостоятельно и в коллективе.

Общая характеристика  спецкурса

Особенностью данного курса является его практическая направленность: из 19 ч на проведение практических занятий отведено 12 ч, что составляет 63% от содержания всего курса.

Каждая из тем рассматривается не только теоретически, но и в ракурсе познавательных опытов, проводимых учащимися. Осуществление практических занятий предполагает организацию учебной деятельности учащихся в группах в учебных лабораториях кабинетов физики, химии, биологии.

Знания, полученные учащимися  при изучении данного курса, подготовят их к изучению прежде всего естественнонаучного  предмета химии в 8 классе.

 Требования к уровню подготовки учащихся Знать:

Понятия: физические, световые, звуковые, химические и другие явления. Знать примеры явлений в природе и в жизни человека, и на основе знаний о них — использование явлений человеком.

Признаки химических реакций (изменение цвета, появление запаха, выделение осадка или газа), условия протекания химических реакций

Реакции разложения и соединения, использование этих реакций человеком в народном хозяйстве и быту.

Топливо (твёрдое жидкое, газообразное). Примеры использования топлива в крае, районе. (Материалы НРК)

Горение — как частный случай процесса окисления, условия возникновения и прекращения горения. Роль огня в эволюции человека на основе использования научно -художественной литературы.

Воздух, кислород, углекислый газ. Парниковый эффект и его отрицательное влияние на природу и человека. Охрана воздуха от загрязнения.

Вода и ее свойства. Световые явления в природе. Движение. Сила тяжести. Покой. Магнетизм в природе. Свойства магнитов.

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Уметь:

находить объект исследования,

проводить эксперимент, наблюдать и объяснять данные эксперимента, делать соответствующий вывод.

Приводить примеры явлений и их распознавать.

Используя метод визуального наблюдения уметь определять признаки химических реакций.

Распознавать кислород и углекислый газ. Распознавать кислоту индикатором Распознавать щёлочь индикатором

Соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими реактивами. Работать самостоятельно и в коллективе.

 Содержание спецкурса

Тема  №1  (1ч)

Многообразие явлений и процессов в природе. Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами

Физические и химические явления в природе. Примеры

Использование знаний о явлениях природы в народном хозяйстве.

Тема №2 (4ч)

Воздух-смесь веществ. Свойства воздуха. Форма занятий: Семинарное занятие(1ч), Практические занятия (Зч).  (Работа в группах, по проведению опытов )

Воздух- смесь веществ(газов).Составные части воздуха: кислород, азот, инертные газы , водяные пары. Переменные и случайные составные части воздуха. Роль воздуха в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к окружающей атмосфере. Свойства воздуха: Где находится воздух?

Сколько весит воздух? Давит ли воздух только сверху?

Одинаковая ли сила давления у холодного и горячего воздуха? Что происходит с воздухом при нагревании? Можно ли воздух сжать?

1 занятие: Где находится воздух? (опыт №1)

Сколько весит воздух? (опыт №2)

Давит ли воздух только сверху? (опыт №3)

Сильнее воды, (опыт №4)

2 занятие: Можно ли воздух сжать? (опыт №1)

Реактивный воздушный шарик, (опыт №2) Спираль(опыт №3) Кто сожмет бутылку? (опыт №4)

3 занятие: Бумажный самолетик(опыт №1)

Внезапный порыв ветра(опыт №2) Сила ветра(опыт №3) Волшебное дуновение(опыт №4)

Тема 3 (2ч)

Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Примеры.

Понятие об экзо и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций. ( Семинар)

Практическая работа №1. «Признаки химических реакций» (Сжигание магния, серы, железа, горение лучины и т.д.)

Тема 4 (2ч)

Горение: условия возникновения и прекращения горения. Роль огня в эволюции человека.

(1 ч.) Семинарное занятие.

Практическое занятие (1ч)

Сжигаем воздух (опыт №1)
(Работа в группах)  Углекислотный огнетушитель(опыт №2)

Растение за работой(опыт №3)

Тема 5(1ч)

Сжигание различных видов топлива. Условия рационального сжигания. (Использование материалов НРК). Добыча  горючих полезных ископаемых  на территории Красноярского края и Козульского района.

Форма занятий (1 ч.) Семинарное занятие. Демонстрация коллекций топлива.

Тема 6 (2ч)

Загрязнение воздуха продуктами сгорания.

Отрицательное влияние загрязнённого воздуха на растения, животных и человека.

Охрана воздуха от загрязнения. (Использование материалов НРК)

Форма занятий (1ч.) Семинарное занятие.

Практическая работа №3. «Распознавание кислорода и углекислого газа»

Тема 7 (3ч)

Гидросфера Земли. Мировой океан –часть гидросферы. Как появилась вода на Земле. Реки и природные источники  на территории Красноярского края и Козульского района. Охрана водоемов и природных  источников.

Вода и ее свойства . Физические свойства воды и ее аномалии.

Форма занятий (1ч.) Семинарное занятие.

Практические занятия (2 ч).

(Работа в группах)

1 занятие: 

Цветок, распустившийся на воде(опыт №1)

Вес воды(опыт №2)

Вода и тепло(опыт №3)

Плавающая иголка(опыт №4)

2 занятие:    Барьер из ткани(опыт № 1)

Дырки в воде(опыт №2)

Ныряющий изюм(опыт №3)

Закон Архимеда(опыт №4)

Тема 8  (2ч) .

Световые явления в природе. Тайна света. Что такое солнечный свет и искусственное освещение?  . Как освещается Земной шар. Как образуются тени. Возникновение закатов и рассветов.  Что такое радуга.

 

Практические занятия (2ч).

1 занятие:     Осветим весь Земной шар. (опыт №1)

Как образуются тени? (опыт №2)

Зеркало против зеркала, (опыт №3)

 

2 занятие:

Цветной волчок(опыт №1)

Цвета радуги, (опыт №2)

Искусственный закат(опыт №3)

Тема 9  (1ч)   Движение. Сила тяжести. Покой. Причины  движения. Проявление силы тяжести. Какое состояние называют покоем.

Практические занятия (1ч).

1 занятие:       Попробуем бросать предметы(опыт №1)

Водяное колесо(опыт №2)

Ленивая монета(опыт №3)

Сырое или крутое? (опыт №4)

Тема 10  (2ч)    Магнетизм в природе. Свойства магнитов. Какое явление называется магнетизмом. Возникновение магнитных полей. Свойства магнитов и  использование их человеком.

Форма занятий (1ч.) Семинарное занятие.

Практические занятия (1ч).

1 занятие:     Подводный магнетизм (опыт №1)             Магнитная ракета(опыт №2)

От чего зависит сила магнита(опыт №3)

 

Тема 11 (1ч)   

Круглый стол. Фотовыставка с уроков. Самый интересный вопрос с любого занятия.

Учебно -тематический план

 

Тема Всего часов Теория Практика
1

 

 

 

Многообразие явлений и процессов в природе. Физические и химические явления. Использование знаний о явлениях природы в народном хозяйстве.

 

1 ч.. 1 ч.
2 Воздух- смесь веществ. Свойства воздуха. 4 ч 1 ч.  

 

 

Зч.

3 Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Примеры. 1 ч.
4 Горение-пример химической реакции. Условия возникновения и прекращения горения. Роль огня в эволюции человека. Художественная книга Рони-Старший Жозеф – «Борьба за огонь». Использование отдельных страниц и иллюстрация из книги. 2ч. 1 ч.

 

5 Понятия о топливе. Виды топлива. Сжигание различных видов топлива. Условия рационального сжигания. (Использование материалов НРК, топливно-энергетического комплекса Красноярского края, Козульского района) 1 ч.
6 Загрязнение воздуха продуктами сгорания. Отрицательное влияние загрязнённого воздуха на растения, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнения. (Использование материалов НРК) 1 ч.
7 Гидросфера Земли. Вода и ее свойства.
8 Световые явления в природе. Тайны света.
9 Движение. Сила тяжести. Покой.
10 Магнетизм в природе. Свойства магнитов.
11 Подведение итогов. Круглый стол. 1 ч
Итого часов 19 ч.             7ч           12ч

Практическая работа №1. «Признаки химических реакций» (Сжигание магния, серы, железа, горение лучины и т.д.)

Практическая работа №2. «Строение пламени»

Практическая работа №3. «Распознавание кислорода и углекислого газа»

Методическое обеспечение:

  • использование словесных, наглядных и практических методов;
  • наличие дидактического материала: печатные задания к проводимым опытам для учащихся,  взятые из издания «Большая книга экспериментов для школьников. ЗАО «Росмэн-Пресс»,2009 г».
  • семинарская, групповая и индивидуальная формы работы с учащимися; Литература для учителя:

Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас» М. Высшая школа. 1992 г. Юдин A.M., Сурков В.Н. «Химия вокруг нас». Москва; химия 1984 г. Байков И.И. «Химия после уроков». Петрозаводск, Карелия 1976 г.

Егоркин В.В и др. «Внеклассные практические занятия по химии» М; Просвещение» 1965

Методическое пособие по курсу «Естествознание»

Москва «Просвещение» М; под редакцией А.Г. Хрипковой.

Журналы «Химия в школе»: №6, 2000 г.

статья «Эволюция нашей планеты»

№5, 2003 г. статья «Энергия будущего»

№5, 2001 г. статья «Источники загрязнения атмосферы»

 

Литература для учащихся:

Большая книга экспериментов для школьников. ЗАО «Росмэн-Пресс»,2009 г.

Иллюстрированный атлас эволюции «Удивительная планета Земля» ЗАО

«Издательский дом Ридерз Дайджест» 2003 г.

Б .Я. Розин «Соперники нефти и бензина» М; «Недра» 1985 г

Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас» М. Высшая школа. 1992 г

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *