Спецкурс «Эксперимент как метод познания» 2017 год

Пояснительная записка

 

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 7 класса в объеме 17 часов , проводимых в  в кабинете химии..

Настоящая программа является авторской     в основе   ее- интегрированный курс «Естествознание».  Естествознание общезначимо, оно дает истину и является эталоном объективности. Его основной принцип- знания о природе должны допускать  эмпирическую проверку, т.е. опыт.  Обучение путем исследования в современном образовании  рассматривается как один из эффективных способов познания  окружающего мира ребенком.

Поэтому в программу включены теоретические вопросы и эксперименты из физики, химии, биологии, раскрывающие природу многих физических, химических явлений и позволяющих  путем исследования изучить  свойства  предложенных веществ.

Особенностью данного курса является его практическая направленность: из 17 ч на проведение практических занятий отведено 9,5ч, что составляет 55% от содержания всего курса.

Каждая из тем рассматривается не только теоретически, но и в ракурсе познавательных опытов, проводимых учащимися. Осуществление практических занятий предполагает организацию учебной деятельности учащихся в группах . Знания, полученные учащимися  при изучении данного курса, подготовят их к изучению  прежде всего естественнонаучного  предмета химии в 8 классе.

Данный курс способствует:

  • формированию у школьников научного мировоззрения и целостного представления о природе; формированию естественно-научной картины окружающего нас мира;
  • формированию исследовательской компетентности учащихся;
  • изучению объектов и явлений природы во взаимосвязи;

—   позволяет вооружить учащихся экологическими знаниями о влиянии деятельности человека на окружающую среду.

Цель курса:

формирование  исследовательской компетентности учащихся через освоение теоретического материала и развитие умений учебно –исследовательской деятельности.

Задачи курса:

  1. Познакомить учащихся с физическими ,химическими явлениями в природе, а также свойствами веществ через осуществление экспериментальной деятельности.
  2. Развивать приемы исследовательской деятельности: умение найти объект и предмет исследования, формулировать проблему , выдвигать гипотезы, провести эксперимент , умение наблюдать и объяснять физические и химические явления, происходящие в природе и в повседневной жизни, делать вывод.
  3. Развить познавательный интерес у учащихся в области естественных наук.
  1. Формировать умения работать самостоятельно и в коллективе, культуру публичного выступления.

Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты: мотивация  учения ,направленного на изучение природы, умение работать самостоятельно и в коллективе., управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты: овладение составляющими исследовательской  деятельности Использование основных интеллектуальных операций: формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, выявление причинно- следственных связей, составлять индивидуальный рабочий план, владение умением работать с информацией, осуществлять  итоговый и пошаговый контроль по результату.

Предметные результаты:

Знать понятия: физические, химические  явления. Знать примеры явлений в природе и в жизни человека, и на основе знаний о них — использование явлений человеком.

Признаки химических реакций (изменение цвета, появление запаха, выделение осадка или газа), условия протекания химических реакций

Реакции разложения и соединения, использование этих реакций человеком в народном хозяйстве и быту.

Топливо (твёрдое жидкое, газообразное). Примеры использования топлива в крае, районе. (Материалы НРК)

Горение — как частный случай процесса окисления, условия возникновения и прекращения горения. Роль огня в эволюции человека на основе использования научно -художественной литературы.

Воздух, кислород, углекислый газ: состав ,свойства и использования их человеком. Парниковый эффект и его отрицательное влияние на природу и человека. Охрана воздуха от загрязнения.

Вода и ее свойства.

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.

Уметь находить объект исследования,

проводить эксперимент, наблюдать и объяснять данные эксперимента, делать

соответствующий вывод.

Содержание учебного материала

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (2 часа)

  1. Виды исследовательских работ.

Виды исследовательских работ:  тезисы,  литературный обзор,  реферат, проект, учебно-исследовательская работа.

  1. Основные понятия исследовательской работы.

Основные понятия:  гипотеза, ключевое слово,  объект исследования, предмет исследования, проблема. Методы исследования : наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, моделирование, изучение и анализ теоретических знаний, эксперимент.

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (4 часа)

  1. Выбор темы. От проблемы к теме. От темы к проблеме. Обоснование актуальности выбранной темы. Практическая работа №1.Развитие умений видеть проблемы. Использование различных методик.
  2. Постановка цели, задач. Формулирование гипотезы. Определение объекта и предмета исследования. Приложение 1Практическая работа №2. Развитие умений выдвигать гипотезы.

3 Виды информации: обзорная, реферативная, справочная. Источники информации: книги, периодические издания, видеоматериалы, люди, электронный ресурсы. Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете.

  1. Методы и методика исследования.Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.Практическая работа №3.Как правильно делать выводы из наблюдений

Раздел3. Эксперимент как ведущий метод познания в изучении  свойств воздуха и воды. (9 часов)

Тема №1 (4ч)

Воздух-смесь веществ. Свойства воздуха. Форма занятий: Семинарное занятие(1ч), Практические занятия (3ч). (Работа в группах, по проведению опытов )

Воздух- смесь веществ(газов).Составные части воздуха: кислород, азот, инертные газы , водяные пары. Переменные и случайные составные части воздуха. Роль воздуха в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к окружающей атмосфере. Свойства воздуха: Где находится воздух?

Сколько весит воздух? Давит ли воздух только сверху?

Одинаковая ли сила давления у холодного и горячего воздуха? Что происходит с воздухом при нагревании? Можно ли воздух сжать?

1 занятие: Где находится воздух? (опыт №1)

Из чего состоит воздух? (опыт №2)

Давит ли воздух(опыт №3

Давит ли воздух только сверху? (опыт №4)

2 занятие: Можно ли воздух сжать? (опыт №1)

Реактивный воздушный шарик, (опыт №2) Спираль(опыт №3) Кто сожмет бутылку? (опыт №4)

3 занятие: Бумажный самолетик(опыт №1)

Внезапный порыв ветра(опыт №2) Сила ветра(опыт №3) Сильнее воды, (опыт №4

Волшебное дуновение(опыт №5)

Растение за работой(опыт №2)

Индивидуально – консультационная работа по оформлению мини – исследований (1ч)

Тема 2 (1ч)

Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Примеры.

Понятие об экзо и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций. Горение: условия возникновения и прекращения горения. Роль огня в эволюции человека.

Д.О. Углекислотный огнетушитель

Тема 3(1ч)

Загрязнение воздуха продуктами сгорания.

Отрицательное влияние загрязнённого воздуха на растения, животных и человека.

Охрана воздуха от загрязнения. (Использование материалов НРК)

Форма занятий (1ч.) Семинарное занятие.

Д.О.. «Распознавание кислорода и углекислого газа»   « Растение за работой»

Тема 4 (3ч)

Гидросфера Земли. Мировой океан –часть гидросферы. Как появилась вода на Земле. Реки и природные источники  на территории Красноярского края и Козульского района. Охрана водоемов и природных  источников.

Вода и ее свойства . Физические свойства воды и ее аномалии.

Форма занятий (1ч.) Семинарное занятие.

Практические занятия (2ч).

(Работа в группах)              Цветок, распустившийся на воде(опыт №1)

Вес воды(опыт №2)

Вода и тепло(опыт №3)

Плавающая иголка(опыт №4)

 

2занятие:    Барьер из ткани(опыт № 1)

Дырки в воде(опыт №2)

Ныряющий изюм(опыт №3)

Закон Архимеда(опыт №4)

Раздел 4     Подготовка к защите учебно-исследовательских работ (1ч)

Структура учебно-исследовательской работы Правила оформления учебно- исследовательской работы.

Учебно-тематическое планирование

1

2

SAM_4191 SAM_4192 SAM_4194 SAM_4195 SAM_4197 SAM_4198 SAM_4203 SAM_4204 SAM_4207 SAM_4212 SAM_4213 SAM_4214 SAM_4215 SAM_4190